Алтай и Чуйский тракт
Это о Чуйском тракте сказал Василий Шукшин: «Красивая стремительная дорога, как след бича, стегнувшего по горам». Это определение не просто красиво – оно актуально. Ведь начало тракту положили погонщики с бичами в своих руках. Еще за три тысячелетия до начала нашей эры через Алтай шли караваны из Китая и Тибета, из Передней Азии. И было это началом Великого Шелкового пути.
Кстати, на тракте обитала прабабушка сегодняшнего светофора – шапка. На трудном участке дороги, который называли «бом», погонщик останавливал караван, шел вперед и клал на дорогу свою шапку. Возвращался к каравану и переводил его через опасный участок – узкой тропинке над пропастью, другому опасному месту – а потом забирал свою шапку. Если встречный погонщик видел на дороге шапку, он тоже останавливал свой караван и давал пройти встречному. Так вот и зарождались светофоры. Царская Россия не знала путей через Алтай, пока в середине 18-го века южные алтайцы не решили пойти под руку «Белого царя». А когда узнали – задумались. Правда, не о торговле, а о расширении влияния России в Азии. Однако построить дорогу, как всегда в России, что-то мешало. Лишь в конце 19-го века это строительство началось. Дорогу предполагалось проложить от Бийска до Китая и Монголии. Но по-настоящему за строительство тракта в 1901 году взялись исправник Лучшев с Инженером Биллем, составив смету дороги в 60 тысяч рублей. Заинтересованные в этом деле купцы Бийска, объявив подписку, часть затрат «отбили», собрав 10 тысяч рублей. По прошествии двух лет тракт уже соединял Онгудай с Кош-Агачем. До нас даже данные о стоимости версты дороги – в 160 рублей – дошли. Но, хотя дорога была построена, средства на поддержание ее в надлежащем виде не выделяли. И уже в 1913 году тракт вновь стал прежним – первобытным. Однако из Томска послали Вячеслава Шишкова с изыскательской партией, чтобы получить данные для модернизации тракта. Именно Шишков дал новое направление старому Чуйскому тракту, за что и был удостоен памятника на берегу реки Катунь. А сам Шишков, кстати, был не только инженером, но и писателем. Его роман «Угрюм-река» является своеобразной «сумрачной сагой» сибирскому капитализму. Так что помнить этого человека стоит дважды – как писателя и как инженера. Но восстановить дорогу в очередной раз не получилось. Пришла Первая мировая война, за ней последовала революция с гражданской войной. И опять строительство дороги было отложено.
Алтай и Чуйский тракт
|